Объект контрольного мероприятия: муниципальное предприятие «Водоканал города Рязани» (далее - МП «Водоканал города Рязани», предприятие).
Проверяемый период: с 01.01.2022 по 31.12.2023.
Предмет контрольного мероприятия:
- средства субсидий, предоставленные из бюджета города Рязани муниципальному предприятию «Водоканал города Рязани»» в 2022-2023 годах;
- соблюдение МП «Водоканал города Рязани» установленного порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе в части осуществления расходов на приобретение и содержание муниципального имущества.
В 2022-2023 годах МП «Водоканал города Рязани» из бюджета города Рязани были предоставлены субсидии на общую сумму 58 082,1 тыс. рублей. Фактическое использование средств предоставленных субсидий составило 15 053,5 тыс. рублей. Фактов нецелевого использования средств субсидий не выявлено.
В ходе проведения контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения и недостатки:
- Исходя из предоставленных данных, в 2022 году только 42 договора из 1 127 (или 3,7%) были заключены МП «Водоканал города Рязани» в рамках Федерального закона № 223-ФЗ по результатам проведения конкурентных процедур, в 2023 году - 101 договор из 1 226 (или 8,2%). В суммовом выражении на долю договоров, заключенных по результатам конкурентных процедур, приходится: в 2022 году - 50,4% от общей суммы закупок, в 2023 году - 58,1% от общей суммы закупок. Подавляющее количество договоров было заключено МП «Водоканал города Рязани» на основании осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя): в 2022 году - 1 085 договоров на общую сумму 294 183,8 тыс. рублей или 49,6% от общей суммы заключенных договоров, в 2023 году - 1 125 договоров на общую сумму 234 867,9 тыс. рублей или 41,9% от общей суммы заключенных договоров.
Контрольно-счетная палата считает, что закупки без применения конкурентных способов несут существенные риски избыточного и неэффективного расходования средств. В результате таких закупок исключается возможность экономии денежных средств в связи с отсутствием конкурентной борьбы между возможными участниками, что противоречит основным принципам закупки товаров, работ, услуг, установленным Федеральным законом № 223-ФЗ.
- МП «Водоканал города Рязани» допущены нарушения при обосновании и определении начальной (максимальной) цены договоров, цены договоров, заключенных с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), которые, по мнению Контрольно-счетной палаты города Рязани, привели к увеличению стоимости закупок на общую сумму 894,1 тыс. рублей, в том числе:
- 467,3 тыс. рублей - завышение (необоснованное увеличение) сметной стоимости выполнения работ в связи с завышением стоимости материального ресурса (повышающий коэффициент К=12 неправомерно применен 2 раза), а также в связи с необоснованным применением более дорогих материалов;
- 426,8 тыс. рублей - завышение стоимости приобретения товаров в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по определению их действительной рыночной стоимости (использование коммерческих предложений, полученных только от одного поставщика (либо от аффилированного круга лиц), несколько коммерческих предложений, использованных для определения рыночной стоимости закупаемых товаров, имеют признаки поддельности).
- МП «Водоканал города Рязани» осуществлена приемка и оплата фактически невыполненных объемов работ, а также работ, при производстве которых применены более дешевые материалы, что привело к избыточным расходам на общую сумму 379,7 тыс. рублей:
- 77,1 тыс. рублей - при производстве работ по 2 договорам применены более дешевые материальные ресурсы, чем материалы, включенные в акты о приемке выполненных работ и фактически оплаченные;
- 302,6 тыс. рублей - в результате замеров выявлено, что предприятием осуществлена приемка и оплата фактически невыполненных объемов работ по 3 договорам (установка бортовых камней, устройство асфальтобетонных покрытий).
- В нарушение требований действующего правового акта, регулирующего закупочную деятельность предприятия, МП «Водоканал города Рязани» не были применены меры ответственности за несоблюдение поставщиками (подрядчиками) установленных сроков поставки товаров (выполнения работ) по 15 договорам. Кроме того, по 3 договорам неверно (некорректно) осуществлен расчет неустойки (размер неустойки занижен в связи с неверным определением периода просрочки). Общая сумма недополученных доходов предприятия составила 3 007,5 тыс. рублей.
- Неэффективное и нерезультативное расходование денежных средств на общую сумму 2 853,6 тыс. рублей:
- 2 019,1 тыс. рублей - в 2022 году предприятием было приобретено оборудование - вертикальная шнековая решетка FCP/V 40 с панелью управления. Учитывая, что по состоянию на 17.07.2024 вертикальная шнековая решетка не использовалась в деятельности предприятия (решетка хранится в несмонтированном виде под открытым небом без видимых следов эксплуатации, панель управления решеткой размещена в помещении в транспортировочной упаковке), с даты фактического осуществления расходов на ее приобретение прошло более 698 дней, Контрольно-счетная палата города Рязани ставит под сомнение целесообразность и обоснованность осуществления указанных расходов;
- 152,4 тыс. рублей - в 2022 году МП «Водоканал города Рязани» были осуществлены расходы на ремонт экскаватора ЕК-12, 2001 года выпуска, на общую сумму 152,4 тыс. рублей. По состоянию на 21.08.2024 экскаватор находился в нерабочем состоянии. Исходя из предоставленных документов, данная самоходная машина не эксплуатировалась предприятием с 05.05.2021, то есть более 1 200 дней. Учитывая, что после проведения ремонтных работ (23.03.2022) экскаватор не эксплуатировался предприятием 885 дней (2 года 5 месяцев), по состоянию на 21.08.2024 самоходная машина находилась в нерабочем состоянии, Контрольно-счетная палата города Рязани считает, что расходы на ремонт данного транспортного средства являются неэффективными (нерезультативными);
- 491,9 тыс. рублей - расходы по уплате неустойки (пени) за просрочку платежей, а также по уплате процентов за пользование чужими денежными средствами. Данные платежи не направлены на достижение конкретных заданных результатов деятельности предприятия. Контрольно-счетная палата города Рязани считает, что данные расходы являются неэффективными;
- 135,0 тыс. рублей - расходы по уплате штрафных санкций (административные штрафы: за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке, за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, за несвоевременную регистрацию транспортного средства). Расходы на оплату штрафов являются по своему экономическому смыслу денежным взысканием в результате нарушения норм действующего законодательства РФ вследствие неправомерных действий (либо бездействия) юридических/должностных лиц, кроме того, вышеуказанные расходы не направлены на достижение конкретных заданных результатов деятельности. Контрольно-счетная палата города Рязани считает, что данные расходы являются неэффективными;
- 5,7 тыс. рублей - в баках списанных транспортных средств имелись остатки топлива, в том числе по 6 транспортным средствам остатки топлива превышали 10 л (например - по одному автомобилю остаток бензина АИ-92 составлял 42,5 л). Остатки бензина АИ-92 и дизтоплива могли быть использованы для работы другой техники предприятия (в целях эффективного использования материальных ресурсов). Между тем, данное топливо было списано при утилизации транспортных средств, что привело к неэффективному использованию муниципального имущества (материальных ресурсов);
- 49,9 тыс. рублей - в связи с тем, что неиспользуемые транспортные средства (7 ед.) не были своевременно сняты с государственного учета, предприятием осуществлены дополнительные, а, следовательно, неэффективные расходы по уплате транспортного налога.
- В 2023 году МП «Водоканал города Рязани» были осуществлены затраты на общую сумму 710,0 тыс. рублей, которые не связаны с уставной деятельностью предприятия и не направлены на получение дохода, а именно предприятием был приобретен «Аппаратно-программный комплекс «Дорожный пристав», который не может использоваться МП «Водоканал города Рязани» в уставной деятельности (как и другими муниципальными предприятиями и учреждениями, созданными муниципальным образованием - городской округ город Рязань), так как его принцип работы увязан с интеграцией с базами данных (ФССП, ГИБДД), доступа к которым предприятие не имеет в силу действующего законодательства РФ. Через 13 дней после поставки «Аппаратно-программный комплекс» был передан Управлению Федеральной службы судебных приставов по Рязанской области на бессрочное ответственное хранение с правом использования имущества.
Кроме того, Контрольно-счетная палата города Рязани считает необходимым отметить следующее.
- В проверяемом периоде МП «Водоканал города Рязани» осуществляло закупку воды с артезианских скважин, находящихся в частной собственности (ООО «Чистые воды»). Артезианские скважины расположены в территориальной близости с очистными сооружениями Окской ОВС, и от подземных водозаборных сооружений до очистных сооружений вода подается по уже существующему водоводу.
За проверяемый период сумма расходов на закупку воды с указанных артезианских скважин составила 64 450,4 тыс. рублей (всего приобретено 6 709 311 куб. м артезианской воды).
В ходе проверки выявлено, что МП «Водоканал города Рязани» осуществило приемку фактически неоказанных услуг по поставке воды с указанных артезианских скважин за период с 01.02.2022 по 31.01.2024 в объеме 47 686 куб. м, что привело к избыточному (неправомерному) расходованию средств предприятия на общую сумму 486,6 тыс. рублей.
При этом, исходя из предоставленных протоколов испытаний, поставленная природная вода не соответствует требованиям, установленным ГОСТ 2761-84 для подземных источников водоснабжения 1 класса (по 6 скважинам отмечается значительное превышение по показателю «Железо (Fe), мг/дм3», в том числе и более чем в 10 раз), а, следовательно, МП «Водоканал города Рязани» необоснованно осуществлена приемка и оплата оказанных услуг по водоснабжению, которые не соответствовали условиям заключенных договоров.
Согласно данным бухгалтерского учета на Окском водоузле у МП «Водоканал города Рязани» имеются собственные артезианские скважины в количестве 11 шт., при этом 3 артезианские скважины, общей первоначальной стоимостью 27 603,8 тыс. рублей, были переданы в хозяйственное ведение предприятию 26.01.2022 (данные скважины были построены в рамках федерального проекта «Чистая вода»).
Исходя из данных предоставленных Отчетов об использовании подземных вод за 1, 2, 3 и 4 кварталы 2022 и 2023 годов, в проверяемом периоде для подъема воды были задействованы только 5 артезианских скважин Окской ОВС, при этом:
- 3 артезианские скважины, внесенные в лицензию Октябрьского водозабора, никогда не эксплуатировались предприятием. К скважинам не подведены коммуникации (водоводы и электричество), то есть их эксплуатация невозможна без значительного расходования денежных средств (ввод скважин в эксплуатацию экономически нецелесообразен);
- 3 артезианских скважины, общей первоначальной стоимостью 27 603,8 тыс. рублей, построенные в рамках федерального проекта «Чистая вода», не использовались предприятием для подъема артезианской воды с даты передачи в хозяйственное ведение. По состоянию 04.10.2024 (через 982 дня с даты подписания акта передачи объектов в хозяйственное ведение) артезианские скважины не внесены в лицензию Октябрьского водозабора, то есть не могут в установленном порядке использоваться МП «Водоканал города Рязани» для подъема артезианской воды. Исходя из предоставленных пояснений, данные скважины фактически эксплуатировались предприятием по мере вывода из работы других скважин (в связи с ремонтными работами, без превышения лимитов отбора подземной воды). В связи с тем, что показатели работы артезианских скважин не отражены в журналах и отчетах по подъему воды из подземных источников, в настоящее время не представляется возможным оценить объем природной воды, добытой с их использованием.
Согласно данным отчетов в 2022-2023 годах МП «Водоканал города Рязани» осуществляло водоотбор только из 2 водоносных горизонтов из 3. При этом за проверяемый период по всем горизонтам отмечается существенное снижение объема воды, поднятой с использованием собственных артезианских скважин.
На основании вышеизложенного, Контрольно-счетная палата города Рязани считает, что у МП «Водоканал города Рязани» имелись возможности увеличить долю артезианской воды в питьевой воде, поступающей на очистные сооружения Окской ОВС, за счет более эффективного использования собственных артезианских скважин.
Однако, в проверяемом периоде МП «Водоканал города Рязани» не были приняты какие-либо меры, направленные на исключение расходов на закупку артезианской воды у ООО «Чистые воды» или их постепенное снижение.
- В соответствии с данными бухгалтерского учета по состоянию на 01.01.2022 на балансе предприятия учитывались транспортные средства в количестве 179 ед., на 01.01.2023 - 160 ед., на 01.01.2024 - 165 ед.
Ремонт и техническое обслуживание транспортных средств осуществляются МП «Водоканал города Рязани» подрядным способом (предприятие самостоятельно осуществляет только долив масла и иных жидкостей).
Общая сумма расходов на ремонт и техническое обслуживание транспортных средств составила 128 355,5 тыс. рублей, в том числе:
- за 2022 год - 66 225,5 тыс. рублей (26,6% от общей суммы ремонтной программы предприятия);
- за 2023 год - 62 130,0 тыс. рублей (49,1% от общей суммы ремонтной программы).
Ремонт и техническое обслуживание транспортных средств осуществлялись в рамках 6 договоров, заключенных предприятием с одним исполнителем - ООО «Механик 62».
За проверяемый период на ремонт 5 экскаваторов были направлены денежные средства в размере 15 634,4 тыс. рублей, что превышает стоимость приобретения 4 новых экскаваторов ЭО-2101 без учета НДС. На основании вышеизложенного, Контрольно-счетная палата города Рязани ставит под сомнение целесообразность и результативность осуществления указанных расходов.
В ходе контрольного мероприятия выявлены обстоятельства, которые указывают на то, что МП «Водоканал города Рязани» фактически не проводился сбор ценовой информации для определения стоимости услуг по ремонту имеющихся у предприятия транспортных средств. Имеются признаки, что конкурсные процедуры проведены формально, без намерения получить наилучшее предложение на данном рынке услуг, а все договоры были заключены с заранее определенным исполнителем (ООО «Механик 62»).
В ходе выборочной проверки расходов на ремонт и техническое обслуживание транспортных средств, в том числе установлено:
- существенное отличие в количестве нормо-часов, которые потребовались исполнителю для выполнения одних и тех же видов работ. Например. Исходя из заказ-нарядов в 2022-2023 годах исполнителем оказаны, а предприятием приняты и оплачены без разногласий услуги по мойке автотехники, узлов и агрегатов (перед выполнением ремонтных работ) на общую сумму 3 930,8 тыс. рублей. Мойка включена в состав работ по 1 020 заказ-нарядам из 1 044 (97,7%). Средняя стоимость мойки составила 3 853,73 руб. При этом стоимость мойки варьируется от 750 руб. (из расчета 0,5 н/часа) до 12 000 руб. (из расчета 6 н/часов). Фактически, соблюдая условия заключенных договоров в части цены нормо-часа, исполнитель самостоятельно определяет стоимость оказанных услуг путем увеличения или уменьшения количества нормо-часов, которые требуются для выполнения одной и той же работы;
- в приложениях к договорам приведен перечень запасных частей с указанием согласованной сторонами цены. При этом более 70% запасных частей (узлов), указанных в приложениях к договорам, относятся к технике, которая отсутствует на балансе предприятия. При исполнении договоров согласованная сторонами цена на запасные части не применялась. Фактически цену на запасные части (узлы, расходные материалы) назначал исполнитель, а МП «Водоканал города Рязани» принимал и оплачивал их без разногласий. Выявлены факты, что цена на одну и ту же запасную часть в короткий промежуток времени существенно различается (иногда в разы);
- в заказ-нарядах в подавляющем большинстве случаев отсутствуют полные сведения об установленных запасных частях, узлах, шинах (артикул, марка, торговое наименование и т.п.), что не позволяет проверить обоснованность их стоимости;
- в ходе контрольного мероприятия выявлены обстоятельства, которые указывают на то, что одни и те же ремонтные работы по 3 транспортным средствам были необоснованно приняты и оплачены предприятием 2 раза, что привело к избыточным расходам на общую сумму 69,9 тыс. рублей;
- по 32 транспортным средствам предприятием были оплачены работы по замене запасных частей, на которые действовали гарантийные обязательства исполнителя. Ни по одному случаю Контрольно-счетной палате города Рязани не были предоставлены документы, подтверждающие, что предприятие обращалось к исполнителю для устранения неисправностей в рамках гарантийных обязательств. МП «Водоканал города Рязани», оплатив за счет собственных средств замену запасных частей по 32 транспортным средствам, на которые действовали гарантийные обязательства исполнителя, допустило избыточное расходование средств на ориентировочную сумму 916,1 тыс. рублей (без учета стоимости работ, рассчитать которую с разумной степенью достоверности не представляется возможным);
- выявлен факт осуществления фиктивных расходов на сумму 518,2 тыс. рублей на ремонт автомобиля через 2 месяца после его фактического уничтожения, что подтверждается свидетельством об утилизации (автомобиль фактически уничтожен 16.05.2022, работы по ремонту приняты и оплачены 28.07.2022);
- а также другие нарушения и недостатки.
Учитывая, что МП «Водоканал города Рязани» фактически не проводился сбор ценовой информации для определения реальной стоимости услуг по ремонту имеющихся у предприятия транспортных средств, Контрольно-счетная палата города Рязани делает вывод о наличии признаков коррупционной составляющей при заключении договоров на оказание услуг по ремонту дорожно-строительной техники, легкового и грузового автотранспорта.
Информация об итогах проведения контрольного мероприятия направлена главе муниципального образования, председателю Рязанской городской Думы, главе администрации города Рязани, а также в правоохранительные органы.
Подробнее с результатами контрольного мероприятия можно ознакомиться на нашем сайте в разделе "Деятельность КСП"-"Контрольная деятельность"-"Информация о результатах проведения контрольного мероприятия".